Жaнр, извeстный рaнee кaк «утрoм в гaзeтe, вeчeрoм в куплeтe», врoдe бы дaвнo списaн в утиль, нo кaк тoлькo в жизни людeй вoзниклo чтo-тo врoдe глoбaльнoгo фoрс-мaжoрa, музыкaнты срaзу брoсились oкучивaть пoвeстку дня. Причeм синxрoннo oживились кaк рoк-лeгeнды врoдe Нила Янга или Майкла Стайпа из R.E.M. у них и Бориса Гребенщикова у нас, так и самая разная молодежь. Авторский диапазон впечатляет: от светлой печали до пострейверского отходняка, от одухотворенных куплетов до строчек, которым иногда требуется перевод, даже если они на русском. И все это вроде бы с живым блеском в глазах, даже если, как сообщает не попавшая, к сожалению, в чарт группа «Андеграунд»: «Ха-ха-ха, мы все умрем после вируса, рублем».
Было бы неправильно говорить о том, что весь апрельский хит-парад погряз в карантинной депрессии, тем не менее есть в нем маркеры, которые безошибочно указывают на «здесь и сейчас». Сплиновский «Гарри Поттеру…» и «Русская весна» от «ДДТ» не про вирус или карантин (Шевчук впервые исполнил «Весну» еще в 2015 году), но именно сейчас, после того как отменили нашу ежедневную городскую движуху, мало-мальски слышащая публика смогла сфокусироваться на том, на что раньше просто не хватало времени. И два сочинения на злобу дня со всеми этими «мальчик сказал — а король-то голый» и «Сочи в облаках, ФСО в кустах» вдруг зазвучали во всю силу. Для пущего эффекта сочинение Васильева следует подавать с десертом в виде бонуса от Андрея Макаревича как ответ на песню лидера «Сплина», а «Русскую весну» непременно с клипом, где нашей фирменной российской хтони столько, что она пробивается через плитку новых тротуаров.
фото: Наталья Мущинкина
Александр Васильев.
Совершенно по-другому зазвучал и «Плачу на техно», трехлетней давности хит группы «Хлеб». В версии поп-умельцев из Cream Soda и с клипом, где есть костюмы химзащиты и танцы на балконах, песенка вдруг стала гимном упущенных возможностей для всех, кто хотя бы иногда причисляет себя к рейверам. Такой подгон можно назвать проектом, сработанным с почти остывшим сердцем и абсолютно холодным коммерческим разумом, но это именно та ложка, которую неплохо подать как раз к обеду.
«Между Нами Карантин» от коллектива под названием Riga Live не очень вписывается в рамки поп-хита, потому как музыки здесь маловато даже по современным, весьма упрощенным композиторским стандартам. Но как вирусное видео это прекрасно работает. Здесь и припев про карантин, и явное желание рассмешить, и что-то вроде танцевального челенджа. Благородная рижская архитектура обеспечивает своего рода контраст со всей этой концентрированной дурью, и итоговый продукт оказывается вполне конкурентоспособным. По крайней мере, на месяц.
фото: Наталья Мущинкина
Ани Лорак.
В видео «Я Летала» на новый трек Ани Лорак людей актуально мало, вместо них прекрасные морские пейзажи, но сама песня к современным реалиям никакого отношения не имеет. Ани вновь стремится к идеальной поп-музыке с чувственными мелодиями, страданием в глазах и впечатляющим декольте как к проверенной несущей конструкции видеохита. В таких томных медляках певица и ее команда, по всей видимости, видят огромный потенциал для формирования набора нетленок. Прямо скажем, не всегда получается, хотя начало может выглядеть весьма многообещающе.
Заодно с Ани Лорак, по крайне мере в идейном отношении, и абсолютно вопреки всяким рыданиям на техно выступают Emin и Jony. Они тоже пытаются увлечь публику фундаментальным шлягером, украшенным ненавязчивой экзотикой и клипом про любовь и гангстеров. Имена артистов набраны латиницей, но откровенно западные здесь лишь технологии, а все остальное настолько понятно и традиционно симпатично местной публике, что у песни еще может проявиться потенциал.
В альбомном чарте настоящим героем выглядит Pharaoh. Он молчал два года и, вероятно, многих настроил на альбом, который стоит таких ожиданий. Когда релиз появилась в стримингах, музыкальные критики явно поставили себе цель не написать о нем ничего, что хотя бы отдаленно напоминало комплимент. И это именно тот случай, когда эксперты, в общем, были абсолютно правы. Ажиотаж публики вокруг «Правила» лишний раз дает повод оценить всю силу плохих рецензий. А заодно и тусовочное величие откровенно слабых альбомов.