В ближaйшиe двa гoдa плaнируeтся пoлнoстью oбнoвить рeпeртуaр. 6–7 нoября вo двoрцe нa Яузe, кудa тeaтр пoстeпeннo переезжает на время ремонта исторического здания, состоится премьера «Нормы» в постановке Максима Диденко по написанному еще в советское время роману Владимира Сорокина. Создается спектакль в копродукции с Мастерской Дмитрия Брусникина. Там же 13 декабря намечена и премьера «Женщины-змеи» Карло Гоцци в постановке Олега Долина. Константин Богомолов охарактеризовал его как восходящую звезду режиссуры. Программу детских спектаклей продолжит «Лунной масленицей» Филипп Григорьян по пьесе Павла Пряжко десятилетней выдержки. Богомолов называл его выдающимся белорусским драматургом. По словам Григорьяна, пьеса может распаковываться в любой формат — хоть для огромного концертного зала: «Там линейный сюжет, как в банальном новогоднем шоу, но при этом выдающийся текст о взаимоотношении взрослых и детей».
И тут выяснилось самое интересное. Можно в обморок упасть, представив, во что выльется поход в театр всей семьей. Слово взял директор театра Константин Чернышев: «Я и весь театр достались Константину Юрьевичу в наследство. Мне приятно находиться в молодой компании творцов. И мы должны соответствовать. Мне тоже надо доказывать, что я могу быть в этой компании. Нет никого, кто бы приходил в театр с недовольным лицом. В январе мы приостановим деятельность на Малой Бронной, уедем на Яузу благодаря поддержке правительства Москвы, где и будем работать до осени 2021 года». А дальше он озвучил цены на так называемые семейные спектакли, куда могли бы приходить дети с родителями: «Цены на «Женщину-змею» составят 10–15 тыс. рублей. Но театр должен предоставлять возможность его посещения разным людям».
На подмогу пришел Константин Богомолов: «Задача театра — начать зарабатывать деньги. Он не может быть постоянно на спонсорском иждивении, клянчить деньги у государства. Из заработанных денег мы сможем платить достойную зарплату своим сотрудникам. Мы и не скрываем, что хотим повысить цены на билеты. Но театр — дело не столько коммерческое, сколько общественное, и важно, чтобы к нам приходили бизнесмены, пенсионеры и студенты. Но, чтобы осуществлять такую гибкую позицию, надо стать богатыми. Мы делаем театр для людей, хотим, что к нам приходили все. В том месте, где он расположен, бывают студенты, богема, буржуазия, старая московская интеллигенция».
20 ноября на Малой сцене в Театре на Малой Бронной Кирилл Вытоптов представит «Слово о полку Игореве». Некоторые коллеги его постоянно подкалывали, не давали говорить. Но слегка смешавшись, он все-таки успел сказать, что «Слово о полку Игореве» предстанет не в хрестоматийном виде, а будет соединено с темой охранников — большой российской альтернативной армией. В качестве драматурга приглашена для адаптации Саша Денисова. Над спектаклем работают художник по костюмам Нана Абдрашитова — жена Кирилла и дочь знаменитого кинорежиссера Вадима Абдрашитова, а также большая мужская компания актеров.
«Я выпущу «Покровские ворота» на Яузе», — рассказал Богомолов. А потом — слово за Александром Молочниковым и «Тарасом Бульбой». Молочников сначала сказал, что у него будет не совсем хрестоматийное прочтение текста Гоголя, а потом начал на ходу фантазировать: «Хотя почему же не прочитать его хрестоматийно? Так, чтобы была пыль. Мы забываем о том, что папа убил двух своих сыновей и не пожалел об этом. Меня это зацепило, как и пара страниц антисемитского текста у Гоголя. Я решил с этим разобраться. Там с такой сладостью описан еврейский погром!» Богомолов поддержал: «Только новой энергией этот текст можно взять», заметив, что в нем есть исследование украинской реальности.
Бунинские «Темные аллеи» поставит Владислав Наставшев. Выслушав рассказы коллег о радикальном препарировании классики, он в пику обнародовал свой замысел, который оказался радикальней остальных: «Все актуальные, а я поставлю спектакль про воспоминания. «Темные аллеи» написаны в начале 1940-х годов и пронизаны апокалиптическими настроениями. Они — о стране, которой уже не было. Что-то похожее происходит и сейчас. Секс и чувственность теряют актуальность. Люди все меньше им отдаются. О сексуальных отношениях скоро будут вспоминать только по праздникам, отдавая дань традициям, причем пожилые люди. Молодежь забудет, что это такое. Люди забудут, что такое природа, животные, и мы будем вспоминать, что такое прикосновение руки и шум дождя».
Константин Богомолов, кажется, опешил от подобной трактовки. Сам-то он — приверженец ярких чувств. И собранная им режиссерская армия его распалила: «Какая здесь крутая молодая команда! Я не сторонник того, чтобы молодые режиссеры ехали в провинцию и там бы начинали. Если это московский человек, и он находится в комфортной для него среде, то зачем ему куда-то ехать?» Уже началась лабораторная работа со студентами режиссерских факультетов театральных вузов.
Директором Фонда Михоэлса, чье имя связано с историей Театра на Малой Бронной, стала Светлана Доля. Ее силами учреждается Премия Михоэлса, которую ежегодно будут вручать в июне за выдающиеся достижения. Возродится «капустная традиция». «Капустное кабаре будем создавать в театре, продолжая традицию «Летучей мыши», — рассказал Богомолов. — Такой вечер «на чемоданах» пройдет 13 января». Так театр отметит временное расставание с исторической сценой.