Пo oцeнкaм ИПEМ, вклaд угoльнoй прoмышлeннoсти в ВВП Рoссии в 2018 гoду дoстиг 1% и может продолжить расти в связи с ожидаемым ростом потребления угля в Азии и расширением присутствия российских поставщиков на этом рынке. Реализация указанных возможностей потребует существенного расширения транспортной и портовой инфраструктуры в восточном направлении.
Такую позицию выразил заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев в ходе Угольного диалога «Современное состояние и перспективы развития мирового рынка угля». В мероприятии также приняли участие помощник Главы Администрации Президента РФ Кирилл Молодцов, заместитель Министра энергетики РФ Анатолий Яновский, представители других органов власти, угольных компаний, российские и зарубежные эксперты.
За последние 20 лет в угольной промышленности России наблюдался стабильный рост, обеспеченный наращиванием экспорта: в среднем добыча ежегодно росла на 2,9%, экспортные поставки – на 9,6%. Как следствие, роль отрасли в российской экономике существенно возросла. По оценкам ИПЕМ, ее доля в налоговых поступлениях консолидированного федерального бюджета России достигла 0,5%, в ВВП – почти 1%, а в стоимостном объеме экспорта – 3,8%. Выросли инвестиции в смежные сектора, в частности, в специализированную портовую инфраструктуру. Роль экспорта угля в экономике России отмечается на государственном уровне: так, этот тезис звучал во вступительном слове Президента на заседании Комиссии по вопросам развития ТЭК и экологической безопасности в августе 2018 года в Кемерове.
Основной актуальный вызов для российской угольной промышленности – продолжающееся изменение соотношения объемов европейского и азиатского рынков. В европейских странах в ближайшие 10 лет ожидается сокращение спроса на уголь: по оценкам Международного энергетического агентства, к 2025 году оно составит 11-18%. В Азиатско-тихоокеанском регионе (АТР), наоборот, прогнозируется значительный рост потребления угля, вызванный необходимостью удовлетворения спроса со стороны растущих экономик региона на доступную электроэнергию. Более того, некоторые экспортеры региона планируют сократить поставки угля (например, в Индонезии ожидается переориентация на внутренний рынок). «Именно направление АТР обеспечит дальнейший рост спроса на российский уголь, хотя и меньшими темпами, чем в 2000-2010 годы», – указал Александр Григорьев.
Однако, по мнению ИПЕМ, перед экспортерами российского угля сегодня стоит ряд вызовов и рисков: усиление межтопливной и межстрановой конкуренции; дальнейшее сокращение спроса в Европе из-за ужесточения углеродного регулирования; увеличение сроков развития железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне; необоснованное ужесточение экологических требований для портовых терминалов.
«Увеличение пропускной способности железных дорог в восточном направлении к 2025 году, как это было указано в кемеровском протоколе, является обязательным условием для недопущения негативных последствий от ожидаемого снижения поставок на европейском направлении», – отметил Александр Григорьев. По оценкам ИПЕМ, при текущих экономических условиях снижение экспорта угля на 1 млн тонн приведет к уменьшению налоговых поступлений и социальных отчислений в бюджеты России на 330 млн рублей, экспортной выручки угольных компаний – на 5,3 млрд рублей, а также сокращению более 540 рабочих мест в угольной промышленности и смежных областях. Существенно пострадают и связанные с углем отрасли: например, грузооборот ОАО «РЖД» снизится на 0,2%.